Предложения по решению цифрового неравенства

[09.07.2008]

Возникла идея, как можно заработать деньги на решение проблемы: «цифрового неравенства» в школах Саратовской области. О ней — в следующей заметке.

22:05:55

22/07/2008
10:18:57

Смысл предложения решения проблемы: «цифрового неравенства» по порядку.

Что такое цифровое неравенство?

«Цифровое неравенство» — это явление в развитых и развивающихся странах, когда у значительной части населения нет или сильно ограничены возможности доступа к современным цифровым технологиям. В учебных заведениях России оно проявляется в том, что у некоторых семей учащихся доходы позволяют обзавестись современной компьютерной техникой, а у других семей этой возможности нет. Вследствие этого у учащихся разные возможности в обучении дисциплине «Информатика», доступу в Интернет, а также при работе с современными программами, что создаёт у них комплекс неполноценности и мешает создать им карьеру в современном обществе.

Суть предложений.

Предлагается оснастить каждого учащегося набором, состоящим из:

  1. Мобильным носителем данных (по лучшему отношению: «ёмкость диска/его цена»);
  2. На этот диск установить свободное программное обеспечение: операционные системы, офисные пакеты, графические редакторы, мультимедийные приложения, обучающие программы и т.п.
  3. Так сконфигурировать программное обеспечение, чтобы при подключении шасси к компьютеру появилась возможность загрузки операционной системы с этого диска. Далее учащийся может работать в своей программной среде, со своими программами, оболочками, спокойно выполнять свои задания. Доступ к этой среде возможен с любого компьютера — как со школьного, так и с домашнего компьютера, любого офисного компьютера, с компьютеров Интернет-центров и т.п. Таким образом, учащийся вне школы может работать на компьютере и в Интернете, не тратя деньги на покупку дорогостоящей компьютерной техники.
  4. Снабдить учащегося информационными, методическими и учебными материалами (в «бумажной» и электронной форме), и записать эти материалы на мобильный носитель. Ежегодно эти материалы будут записываться на флеш-брелоки, и раздаваться учащимся (в дополнение к первоначальным материалам, расположенным на диске).

Примечание: поскольку диск находится в частной собственности учащегося, то не нужно контролировать содержимое диска на «лицензионную чистоту», при условии, что диск используется в некоммерческих целях.

Обоснование предложений.

Данная идея возникла у автора проекта в связи со следующей информацией:

  1. Минобразования и Мининформсвязи РФ разрабатывает программу перехода образовательных учреждений к 2010 году с аренды коммерческого программного обеспечения (прежде всего корпорации Microsoft) на свободное программное обеспечение, тендер на разработку которого выиграла компания «РБК-Центр» вместе с Alt Linux, ВНИИНС, «Линукс Инк.», Linux-Online, системными интеграторами: РАМЭК и НЦИТ (по материалам: Воейков Денис. Linux для школ: все по плану. — PC Week/RE, № 46, 11 декабря 2007. — стр. 1, 10: ил.). Кроме того, предполагается осуществить переход на финансирование программного обеспечения образовательных учреждений, начиная с 2009 года, из средств местного бюджета.
  2. Конечно, данное решение финансово на порядки менее затратное. Но, в то же время, подготовить специалистов в области свободного программного обеспечения — задача, трудно решаемая на местном уровне. Реализация предложенного автором проекта позволит частично «убрать» сложности при переходе на свободное программное обеспечение.

  3. Аналогичный проект по решению «цифрового неравенства» в настоящее время решается в учебных заведениях Франции (по материалам радионовостей). Там учащимся раздают флеш-брелки большой ёмкости для хранения и использования на нём свободного программного обеспечения и домашних заданий.

Преимущества свободного программное обеспечения.

Свободное программное обеспечение выпускается по лицензии GNU GPL. По этой лицензии, ограничение прав на свободное использование данного программного обеспечения карается законом (правда, пока не Российским). Лицензионные отчисления на данное программное обеспечение равны нулю, и стоимость таких программ состоит из стоимости приобретения программного обеспечения (переписывания из Интернета, покупки их в Интернет-магазине) и оплаты персоналу за установку программ, их обновление и технической поддержки (это опять Интернет), и обучению работе с ними пользователей. Оплата персонала является основной статьёй расхода на программное обеспечение, но многие организации дают скидки, иногда до 100%, на приобретение, распространение свободного программное обеспечение и дистанционного обучения персонала (их адреса можно найти в Интернете).

Выводы.

Таким образом, единовременные затраты на приобретение коммерческого программное обеспечение на один компьютер составляют ~ 129 200 руб., а установка того же комплекта свободного программное обеспечение на один компьютер составит ~ 3 600 руб.

Единовременные затраты на приобретение компьютера без программного обеспечения составят ~ 10 000 — 45 000 рублей, а на приобретение мобильного носителя — ~ 3 750 рублей.

Как видим, первоначальные затраты по данному проекту на порядок меньше, чем затраты на «стандартное» решение (покупка компьютера + аренда программного обеспечения). Большими остаются только расходы на персонал. Но такие же расходы на персонал предполагаются при установке коммерческого программного обеспечения.

Примечание:

Носители данных выдаются единовременно (за плату) учащимся, начиная с 4-го класса средней школы. Малообеспеченным семьям должна быть оказана материальная поддержка на приобретение дисков.

Восстановление утерянного или испорченного диска осуществляется за плату, по цене нового диска.

Для подготовки работающего образца носителя данных, определение  его стоимости с программным обеспечением, написание бизнес-плана и технического задания необходимо провести научное исследование.

Добавить комментарий